Волгодонску 70 лет.

 

Как это начиналось

Рассказ о Волгодонске будет построен на сведениях из моей жизни, а также из архивных статей bloknot-volgodonsk.ru и других источников. Кому захочется узнать более подробно, рекомендую:   https://bloknot-volgodonsk.ru/news/gde-voznik-i-pochemu-ischez-pervyy-tsentr-volgodon

https://stimul.online/articles/kompaniya/ostrovnoe-gosudarstvo/

https://www.atomic-energy.ru

и другие статьи   об истории Волгодонска.

Во многих «исторических» статьях пишут, что  Волгодонск  был известен ещё до войны.

Да,  название впервые появилось в статье инженера В.Д. Галактионова, в которой говорилось, что соединение Волги и Дона скоро произойдёт и  в  месте их соединения появится «один из красивейших городов страны» Волго-Донск. Но это была фантазия журналиста, оказавшаяся пророческой. А опубликована статья была в  журнале «Техника молодежи» в довоенные годы. Великий Волго-Донской канал начал строиться только после окончания войны. Прошли долгие годы и появился Волгодонск.

Перед началом строительства Цимлянского гидроузла нужно было выбрать место для посёлка   строителей гидроузла  и место, где будут размещены исправительные лагеря.

Главное – близкое расположение  жилых домов от объектов стройки, наличие действующей автомобильной дороги. Играло роль и наличие уже готового жилья.

Станица Соленовская больше всего подходила по этим критериям. По проекту переселения  из зоны затопления  станицу Соленовскую переселили на склоны балки над речкой Солоная. Этот склон стал берегом Сухосоленовского залива. Переселённую станицу назвали Старосоленовской.

На месте же станицы  началось возведение землянок, полуземлянок, бараков и сборных домиков рабочего поселка названного Новосоленовским.

За четыре года – с 1949 по 1952 – в Новосоленовском были выстроены жильё, административные и хозяйственные здания, больница. В самом поселке и его окрестностях находились несколько зон заключённых (крупных исправительно-трудовых лагерей). Численность населения поселка быстро достигла 15 тысяч человек (с учетом заключенных и охраны лагерей). В посёлке находилось здание Управления строительства Цимлянского гидроузла.

На территории Новосоленовского располагалось 7 из 10 строительных районов, обеспечивающие производство работ и производство строительных материалов и конструкций. Строительство жилого поселка для работников ГЭС в станице Цимлянской – это  четвертый  район и  находился он в Цимлянской.  Пятый район, в ведении которого находилось строительство поселка работников гидроузла и порта, строительство временных жилых зданий и автомобильных дорог базировался в поселке Шлюзы (отсюда и народное название остановки и прилегающего к ней района «Пятый»), рядом с ним находилась и база шестого района, строители которого занимались возведение порта, лесоперевалочной базы и части плотины.

Новосоленовский являлся центром производства строительных материалов для стройки Цимлянского гидроузла. Здесь работал деревообрабатывающий комбинат, арматурный цех, большой бетонный и трактороремонтный заводы. В поселке также были пекарня, мясоперерабатывающий и кондитерский цеха.

На главной улице Новосоленовского располагались клуб, банк, милиция, почта, хозяйственные и продуктовые магазины. Центром культурной жизни Новосоленовского был клуб с танцплощадкой. Рядом находился небольшой скверик (остановка «Летний сад»). Там некоторое время работали несколько фонтанов.

 

Точкой отсчета в истории г. Волгодонска можно считать 26 июля 1950 года. В этот день только что назначенный начальником строительства ЦГУ полковник МВД Барабанов В.А. собрал в клубе рабочего поселка Новосоленовского  инженерно-технический персонал стройки. Он озвучил задачу по строительству двух эксплуатационных поселков: гидропоселок – на землях Романовского района и  поселок энергетиков – на землях Цимлянского района.

Отмечено предназначение гидропоселка: «…для эксплуатирующего персонала, аванпорта и рейдов верхнего и нижнего бьефов, шлюзов и каналов, головных сооружений ирригационного канала, порта в верхнем бьефе, железнодорожной станции «Добровольская» и местной промышленности».

Первыми начали строить жильё на  улице Волгодонская и переулке Пушкина от улицы Советской до улицы Ленина. Сформировалась площадь Ленина.

Было построено здание управления гидросооружениями (сегодня в этом здании находится администрация города).

 

Позже было построено здание гостиницы с почтой на первом этаже

В начале 1951 в поселке появились первые новоселы. На Волгодонской улице открылись первый здравпункт и буфет. В этом же году начал действовать порт (он назывался цимлянским), построен речной пассажирский вокзал.

Начала работать лесобаза. Буксирами из Камско-Волжского бассейна доставлялись плоты. На лесобазе их доставали из воды, сушили, обрабатывали и делали крепёжные стойки для забоев в шахтах. Начало работать предприятие — ЦРМЗ (центральный ремонтно-механический завод, в последствии ВОЭЗ). Открылась первая школа – школа№1. Она является близнецом Цимлянской школы №1 в посёлке энергетиков.

Дом культуры «Юность» принадлежал лесобазе.

Сейчас это Детская театральна школа.

В 1953 экспоселок насчитывал уже полторы тысячи жителей. Собственного имени у него не было. Романовский райисполком выступил с ходатайством о наименовании поселка эксплуатационников Волгодонском. Были предложения назвать поселок Волгодонском,  Соленовском, Прогрессом, Добровольском или Пятиморском. Победило первое предложение. И только в 1954 за поселком утвердилось предложенное имя –  Волгодонск. Пятиморск все же появился на карте, – так назван поселок в Волгоградской области на берегу Волго-Донского канала.  О том, кто первым предложил назвать поселок «Волгодонском», существует несколько версий. По одной из них имя «Волгодонск» поселку дал Петр Фомич Белоусов, работавший в то время заведующим райфин отделом.

2 ноября 1956 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим Указом преобразовал Волгодонск в город районного подчинения.

Обращает на себя внимание тот факт, что строительство поселка эксплуатационников с самого начала велось без претензий на значительный в будущем индустриальный центр, к которому будет тяготеть восток области. Здание, в котором сегодня располагается аппарат Администрации г. Волгодонска, Волгодонской городской Думы и Территориальной избирательной комиссии, предназначалось для размещения сотрудников Управления гидросооружениями.

Архитектура площади   в стиле «сталинский ампир» очень похожа на площадь городка энергетиков Цимлянска, но уступает ей в размерах. Вероятнее всего, что в проекте не предполагалось здесь строительство города. Железнодорожный узел формировался рядом со станицей  Цимлянской, но не в будущем Волгодонске.  Многие объекты на территории современного Волгодонска – элеватор, порт, лесобаза, автотранспортное хозяйство    носили название «цимлянский». При этом порт именовался Цимлянским вплоть до 1966 года. Самое удивительное, что на площади Ленина воздвигнут памятник речнику и рабочему. А памятнику Ленина нашлось место только в парке «Юность».

После завершения строительства Цимлянской ГЭС  нужно было решать  судьбу поселка Новосоленовский. Исправительные лагеря ликвидировались, большая часть заключенных вышла на волю, а оставшуюся часть перевели в Мартыновский ИТЛ, занимавшийся строительством оросительных систем (еще долгие годы между поселками Восход и Южный Мартыновского района находились несколько крупных исправительных лагере). Причиной ликвидации поселка стала его удаленность от промышленных предприятий, хилый  жилой фонд и опасность подтопления поселка весенним паводком. В первую очередь уехали охрана лагерей, следом потянулись строители и обслуживающий персонал.  Причиной медленного расселения поселка стало отсутствие жилищного фонда в Волгодонске. На одной из сессий Романовского райсовета рассматривался вопрос о выделении из Новосоленовского поселкового совета Волгодонского поссовета и образованию двух городов районного подчинения – Волго-Донска и Ново-Соленовска. Но  от этой идеи отказались. Новосоленовский как самостоятельный населенный пункт не имел достаточной экономической базы.

Первыми в эксплуатационный поселок переехали органы поселкового совета. Также в числе первых в Волгодонск переехала больница. Новосолёновская участковая больница была организована в 1954 году на базе лечебных учреждений для заключённых. Позже больницу разделили. Основная часть отделений была переведена в Волгодонск и образовала городскую больницу №1, а в Новосоленовском создали городскую инфекционную больницу.

Переселялся и поселок Шлюзы. В поселке было несколько магазинов, действовала киноточка. Но своих  школы, больницы, детского сада не было. Нужно было ездить в Волгодонск или Новосоленовский. По этой причине Шлюзы расселяли в первую очередь. Почти десять лет Новосоленовский  оставался равным Волгодонску по численности населения. Беда в том, что государственных средств на переселение не выделялось. Горисполком был вынужден изымать часть жилья из  жилого фонда предприятий города.

Большой проблемой было пассажирское сообщение с Волгодонском. В самом Новосоленовском становилось всё меньше работы. Трудно было добираться на работу  в  Волгодонск или Цимлянск.  Существовало два автобусных маршрута, соединяющих Волгодонск и Цимлянск, которые транзитом проезжали через Новосоленовский. Один – «станция Цимлянская – порт» и второй «станция Цимлянская – станция Добровольская».

Происхождение названия остановки «Столовая» понятно. Другая остановка, «Экскаваторная», расположенная перед «Столовой», получила название по близлежащему трактороремонтному заводу.

В 1964 году станцию Добровольскую переименовали в Волгодонскую. Через несколько лет  два градообразующих предприятия Волгодонска – Цимлянская лесоперевалочная база и Цимлянский порт изменили свои названия. Они стали называться, соответственно, Волгодонским лесоперевалочным комбинатом (с января 1967 года) и Волгодонским речным портом (с 1966 года). А произошло это потому, что Ростовская область была разделена на две: Ростовскую и Каменскую. Волгодонск остался в Ростовской области, а Цимлянск попал в Каменскую. Соответственно и произошло административное переподчинение предприятий. Такое разделение просуществовало не долго.

Часть предприятий и учреждений Новосоленовского, обслуживавшие строительство  Цимлянского гидроузла, продолжили свою работу. Крупнейшим предприятием стал деревообрабатывающий завод.  Он изготавливал окна, двери, доски. Завод работал в поселке  до 70-х годов. Рядом с поселком построили небольшую птицефабрику. Она находилась на месте конечной остановки дачного автобусного маршрута №29, официальное название остановки – «птичник», сохранилось вплоть до нынешнего времени. Там же в летнее время стоял дебаркадер, который являлся пристанью для кораблей на подводных крыльях «Ракета», а позже и «Метеор». Они совершали по два рейса в день до Ростова. Цена билета 5 рублей, время в пути 4 часа. Это были незабываемые поездки. По ходу  было две остановки: Константиновск  и Семикаракоры.

Позже на Дону появились корабли на подводных крыльях “Метеор”.

1963 год  был половодным. Воду из водохранилища сбрасывали в Дон на протяжении нескольких недель. Несколько недель были приоткрыты шандоры водосливной плотины, и вода в реке Дон поднялась и подошла к посёлку.

Она буквально смыла «шанхай» и затопила деревообрабатывающий завод.

Активность по переселению из Новосоленовского в Волгодонск возросла.

После начала строительства Атоммаша у города сразу выросли возможности по предоставлению жилого фонда. Темпы строительства жилья в Волгодонске резко выросли до 250 тыс.кв. метров в год. Проблема жителей Новосоленовского была решена за несколько лет. Их поселили в нескольких новых домах в старом городе.

Второй этап развития города.(Химзавод)

В 1955 году определился второй этап в развитии Волгодонска. В апреле вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мероприятиях по организации и расширению производства заменителей зерна и пищевых жиров, расходуемых на технические цели».

Для  изготовления мыла, олифы, лаков, красок и других продуктов  шли дорогостоящие в производстве растительные масла и пищевые жиры.

Необходим был новый химический комбинат. Для его строительства был выбран Волгодонск. В Волгодонске после возведения Цимлянского гидроузла осталась большая строительная база, а  кроме того, была асфальтированная дорога, связывающая Волгодонск с областным центром, железная дорога.

15 марта 1956 года на промплощадку будущего химкомбината прибыл первый комсомольский десант. Строительство началось в апреле.

Люди на стройку прибывали со всех концов страны. Прибывших временно расселяли по окрестным хуторам. Строительство комбината было объявлено ударной комсомольской стройкой. 10 сентября был заложен фундамент главного корпуса.

21 октября 1961 года была принята в эксплуатацию первая очередь промышленного цеха по выработке синтетических моющих средств.

10 февраля 1962 года цех синтетических моющих средств впервые на Дону выдал стиральные порошки. Моющими средствами, с которыми связано начало производства СМС на комбинате являются стиральный порошок для хлопчатобумажных тканей «Дон», порошок для стирки шерстяных и шёлковых тканей «Новость», универсальный порошок «Прогресс».

В 1962 открылась первая городская больница. Новое здание было рассчитано на 75 коек и пять отделений.

В декабре 1964 года на химкомбинате введен в эксплуатацию второй комплекс по производству синтетических жирных кислот.

В 1976 году Волгодонский химический комбинат был переименован в Волгодонский химический завод имени 50-летия ВЛКСМ.

Волгодонский химзавод имел свою медико-санитарную часть, столовую на 500 посадочных мест, детские сады. И, как принято говорить, по титулу химкомбината строилось жильё.

В шестидесятые годы в детских садах стали строить открытые плавательные бассейны. Первый плавательный бассейн такого типа появился в детском саду «Восход». Организатором этого полезного дела стала заведующая детским садом Мария Григорьевна Чекалдина. Эта инициатива была поддержана руководством города. С этого времени в Волгодонске детсады без бассейнов не строили.

В начале шестидесятых были построены универмаг и широкоэкранный кинотеатр, который в дальнейшем получил название «Восток».

Кинотеатр претерпел две реконструкции. Сначала его преобразовали в широкоформатный.

Через много лет эксплуатации была произведена капитальная реконструкция кинотеатра. Колонны, которые видны на фотографии, это не просто дизайнерская находка, они являются укрепляющими опорами для усиления конструкции здания.

Сейчас в этом здании находится Волгодонский Молодёжный Драматический театр.

Афиша театра к Дню Победы.

8 мая 1965 года в канун празднования 20-й годовщины Победы над нацисткой Германией был заложен Парк Победы.

Решение исполкома городского совета Волгодонска от 8 мая 1965 года:

(… впредь именовать площадь и заложенный парк у строящегося дворца культуры химиков площадью и парком «Победа»… Заложить обелиск на площади Победы.)

5 ноября 1967 года в Волгодонске открылся ДК «Химик». Впоследствии он получил имя «Октябрь».

Строительство главпочтамта Волгодонска на площади Победы началось значительно позже.

Современный  вид ДК “Октябрь”.

По плану 1968 года  район ограниченный переулком Вокзальный, будущим парком Победы и улицей Ленина был главным районом жилищного строительства в городе. В типовой пятиэтажке по улице Ленина 72 на первом этаже находился  магазин который старожилы до сих пор помнят как «Забарский» или «у Забарского». Такое неформальное название магазин получил по фамилии директора продуктового магазина, который отличался в лучшую сторону ассортиментом товаров и культурой обслуживания. Первоначально Забарский руководил продуктовым магазином в Цимлянске, в «городке» по улице Советской. И там был магазин, в котором всё было, и все цимляне знали этот магазин.

На противоположной стороне улицы открылись магазины  «Товары для детей» и «Молоко» (сейчас «Радеж»).

Позже переулок Вокзальный был укорочен и между улицей Ленина и улицей Морской было построено здание химико-технологического техникума.

Забегая вперёд скажу, что открытие техникума не состоялось.

Сначала часть помещений были использованы службами строящегося “Атоммаша” и филиалом проектного института ВПКТИ “Атомкотломаш “.

Затем всё здание занял филиал НПИ.

В нижней части фото видна огромная чаша фонтана. Когда он работал, была красота неописуемая и шум стоял как на взлётной полосе. Со временем он потерял работоспособность и был превращён в клумбу.

Сейчас здесь находится филиал МИФИ.

В январе 1970 года прошла Всесоюзная перепись населения. На этот момент в Волгодонске проживали 27136 человек.

Отдельно нужно рассказать о развитии железной дороги и жд.станции  Волгодонская.

Перед началом строительства ГЭС железной дороги не было не с северной, не с южной стороны. Но в ней была большая нужда для подвозки строй материалов. В качестве отправного пункта в северном участке дороги выбрали станцию Морозовская, в которой уже действовало собственное паровозное депо.  А на южном отрезке пути, между Котельниково и поселком Орловским (в нем находится станция Двойная), существовало три точки возможного примыкания железнодорожной линии, которая должна строиться непосредственно к будущему Волгодонску. Ими могли стать станции Ремонтная (в поселке Дубовский), Зимовники и Куберле. В итоге выбрали последнюю станцию.

Конфигурация новых железнодорожных линий определялась и направлениями перевозок щебня и камня, массово завозившихся на строительную площадку ГЭС. Основными поставщиками стали карьеры около станции Грачи (между станицей Тацинская и городом Белая Калитва) и около города Гулькевичи в Краснодарском крае.  На северном участке дороги – от Морозовска до Цимлянска профиль линии требовал  только небольшую отсыпку балласта под будущие пути, и за исключением нескольких небольших мостов через балки, не требовал строительства значительных инженерных сооружений. Южный участок от станции Куберле до плотины оказался сложнее. На нем было необходимо построить мост через реку Сал, а балки имели большие глубины и крутизну склонов.

В октябре 1949 года было закончено строительство железной дороги Морозовская – Цимлянская, а весной 1950 года – дороги Куберле – Добровольская .

В постоянную эксплуатацию обе линии были приняты в 1951 году, тогда же станции у будущего речного порта и лесоперевалочной базы  присвоили название «Добровольская», по находившемуся в нескольких километрах от нее одноименному хутору. Утверждение названия новой станции проходило по старым картам. Хутор Добровольский  уже был поглощен другим населенным пунктом, Красным Яром. А как будет называться экспоселок, тогда еще никто не знал. Так, будущая станция Волгодонская и получила первое имя по исчезнувшему в год ее появления хутору.

Станция Добровольская в нач. 60-х годов. Здание первого железнодорожного вокзала.

На период строительства гидроузла станция Цимлянская на правом берегу и станция Добровольская на левом берегу Дона были соединены временной железнодорожной линией протяженностью в 20 километров с временным деревянным железнодорожным мостом через Дон.

После постройки плотины   по гребню плотины был уложен новый путь протяженностью в 13 километров.

Добровольская служила узлом, на котором грузовые составы переформировывались, и пассажирским узлом. Она выполняла роль перевалочного пункта при этапировании заключенных. После выгрузки из вагонов, заключенных пешими колоннами вели в лагеря в сторону поселков Шлюзы и Новосоленовский.

По железной дороге доставлялись щебень из Жирновского и Богдановского карьеров, камень из Богдановского и Мокрянского карьеров, каменная крошка из Жирновского и Махачкалинского карьеров, гранит из Гулькевичского карьера.

Прямое железнодорожное сообщение по плотине открылось летом 1952 года, после того как был выполнен монтаж конструкций железнодорожного моста через судоходный канал.

В 1964 году железнодорожная станция Добровольская стала Волгодонской.

Инициатором переименования станции выступило местное партийное руководство, когда Волгодонск получил статус города областного подчинения. После нескольких лет согласований, Добровольская официально стала называться станцией Волгодонская.

В настоящее время ведётся реконструкция привокзальной площади совмещённого авто-железнодорожного вокзала.

Построен новый автовокзал.

Третий этап развития города.(Атоммаш)

Следующая веха в развитии Волгодонска это строительство «Атоммаша», а затем и атомной станции. Огромную роль, можно сказать решающую в этом сыграл недавно ушедший из жизни Борис Иванович Головец. В сентябре  1967 года его избрали первым секретарем горкома КПСС в Волгодонске. Головец  активно лоббировал интересы Волгодонска по привлечению в город новых промышленных предприятий и строительству социальных объектов. Во время работы Головца в Волгодонске началось строительство мясокомбината, молочного и рыбного заводов. Планировали построить фабрику по огранке алмазов, часовой и автомоторный заводы. Головец узнал о начале выбора площадки для нового уникального завода атомного машиностроения. Конкурентом был Красноярский край. Головец выехал в Москву и добился приема у заместителя Председателя Правительства СССР И.И.Новикова. Главными козырями в пользу Волгодонска было наличие большой строительной структуры и порт пяти морей.

Габаритная, тяжеловесная продукция могла быть доставлена водным транспортом в любую точку страны и за её пределы. В 1971 – 1973 годах Борис Иванович Головец работал заведующим промышленным отделом Ростовского обкома КПСС и продолжал следить за развитием Волгодонска.

В 1973 году в Волгодонске началось строительство нового завода тяжёлого машиностроения . С этим заводом связан новый этап в истории Волгодонска. В ноябре 1974 года Совет министров СССР утвердил технический проект комплекса первой очереди Волгодонского завода тяжёлого машиностроения,  его пуск планировался в 1977 году.

В 1974 году стройка завода тяжелого машиностроения была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

Вдали видна строящаяся труба ТЭЦ2.

Первоначально завод назывался «Волгодонский завод тяжёлого машиностроения» ВЗТМ.

ВЗТМ на фоне таких звучных названий как ВАЗ, КАМАЗ, БАМ терялся своей незвучностью. Инспекторы бюро трудоустройств с трудом втолковывали мечтающим о строительной романтике юношам и девушкам, что где-то в Ростовской области строится какой-то ВЗТМ.

Вот как описывает эту ситуацию в своей книге «Шаг в будущее» Анатолий Салуцкий:

«После деловых совещаний в Ростовском областном комитете партии секретарь обкома Николай Михайлович Иваницкий обсуждал с вэзэтээмовцами создавшуюся ситуацию. По его просьбе о новом названии завода думали в ростовской газете «Молот». Корреспонденты центральной прессы, работавшие в Ростовской области, несли свои предложения, как носят редактору варианты заголовков для статьи.

И однажды собкор «Известий» Александр Чемонин предложил:  – «Атоммаш»!

27 января 1976 года на очередном заседании областного штаба по строительству Волгодонского завода тяжёлого машиностроения его председатель Н.М.Иваницкий впервые во всеуслышание произнёс  это слово. В тот же день оно впервые появилось в «Известиях».

Для полосы, которую газета «Молот»  посвятила волгодонскому заводу, Иваницкий придумал шапку: «Атоммаш» зовёт!». Эта фраза стала крылатой».

В город Волгодонск начала съезжаться молодежь по комсомольским путевкам, стали прибывать первые отряды. Первый десант прибыл осенью 1974 года. Несколько «Икарусов» с новичками подкатили к только что построенному пятиэтажному общежитию по улице 50 лет СССР. Состоялся митинг. Юношам и девушкам вручили ключи от комнат.

На улице 50 лет СССР от улицы Ленина до улицы Горького началось строительство общежитий для прибывающих строителей.

Общежития строились и по улице Ленина и по улице Морской.

Первоначально Дирекция строящегося Волгодонского завода  тяжелого машиностроения (ВЗТМ) находилась на улице Степной 16.  Сейчас там располагается предприятие “Грант”.

Часть заводских служб находилась там же, а часть в здании химико-технологического техникума по улице “50 лет СССР”.

Рядом был построен и первый цех – цех нестандартизированного оборудования. Сейчас там находится завод «АГАТ».

Первым в донской степи начал строиться корпус №3.

7 апреля 1976-го в корпусе № 3 был уложен бетон в фундамент под оборудование. В октябре установлен первый станок.

17 декабря корпус вступил в строй. Там, на площади в 30 тысяч квадратных метров, разместились 4 цеха подготовки производства:

  • ремонтно-механический,
  • цех нестандартизированного оборудования,
  • электроремонтный,
  • инструментальный.

В цехах третьего корпуса шла установка и наладка станочного парка. Были созданы лаборатория Отдела Главного Сварщика и Отдела Главного Технолога.

На территории лаборатории ОГТ устанавливали первые станки с ЧПУ и на них вели пробную отладку программ.

В лаборатории ОГС была смонтирована первая на Атоммаше газорезательная установка немецкой фирмы MESSERGRISHEIM. На ней отрабатывали технологические режимы резанья разных металлов.

В центре шеф-инженер из Германии и переводчица.

28 октября 1977 года досрочно сдан пусковой комплекс первой очереди корпуса № 1 ВЗТМ.

В пуске корпуса принимал участие Иван Афанасьевич Бондаренко, Первый секретарь Ростовского обкома КПСС.

На первом плане Бондаренко И.А. и первый директор завода Тарелкин М.Ф. разрезают ленточку.

С этого момента на первом корпусе начался монтаж технологического оборудования.

Большой парк металлообрабтывающих станков был закуплен в Италии у фирмы Инноченти (INSSE). Газорезки в Германии – MESSERGRISHEIM. Сварочное оборудование в Швеции (ESAB.) Стойки ЧПУ для станков изготавливались в Норвегии (Kongsberg ).

Центры подготовки программ для газорезок были закуплены в Норвегии, а центр подготовки программ для металлорежущих станков в Италии у фирмы Elettronica San Giorgio – Elsag. Станки фирмы Forest из Франции.

И только в 1978 году приказом  №363 Министерства энергетического машиностроения от 26.12.78  года  Дирекция строящегося Волгодонского завода  тяжелого машиностроения (ВЗТМ) была переименована в Волгодонское производственное объединение  « Атоммаш».

Одновременное строительство завода и запуск производства требовало оперативного решения многих вопросов. Стройка финансировалась комплексно по т.н. «титулу «Атоммаша». Все жилое строительство и объекты соцкультбыта шли по нему. Деньги поступали дирекции строящегося завода, а он уже распределял их по объектам. Поэтому новый генеральный  директор завода Валерий Григорьевич Першин, назначенный правительством в 1978 году,  имел статус заместителя министра энергетического машиностроения СССР и имел прямой выход на Совмин.

Одновременно со строительством завода шло строительство города. На левом берегу Сухо-Соленовского залива Цимлянского водохранилища началось строительство Нового города. Первые котлованы начали рыть в ноябре 1973 года, а первый дом в Новом городе заселился 10 июля 1976 года. Строительство велось вдоль будущих проспекта Строителей (первоначально улицы имели строительные номера, и только потом им присвоили существующие сейчас названия), улицы Энтузиастов, проспекта Курчатова. Город строила вся страна. Пока не было своего домостроительного комбината, панели для домов привозили из Тольятти, Москвы, Отрадного, Ростова-на-Дону и даже из Перми. Девятиэтажки по чётной стороне проспекта Строителей из Тольятти. Шестнадцатиэтажки  тоже из Тольятти.

Девятиэтажки вдоль нечётной стороны проспекта Строителей и на проспекте Курчатова напротив «Магнита» – подарок из  Москвы.

Четырнадцатиэтажные дома в Старом городе рядом с путепроводом тоже из Москвы.

А вот пятиэтажные дома из Перми оказались настолько неприглядными, что их засунули подальше от глаз людских внутрь Юго-западного микрорайона. Ну что поделаешь, дарёному коню в зубы не смотрят.

Новый город застраивался в основном панельными домами.

Первые дома на ул.Маршала Кошевого.

А в старой части больше строили из кирпича. Правда несколько девятиэтажных домов Ростовской серии  были построены на улице Горького и улице 30лет Победы. Из кирпичных самыми удачными  оказались дома Киевских архитекторов на улице Морской, которые в народе прозвали «подковами».

Это  двор в «подкове» в 1980 году.

Этот же двор в 2020 году.

Кроме жилья строились детские сады, школы, магазины, поликлиники.

Первый универсальный магазин в новом городе открылся в 1977 г. За ним общежитие Атоммаша.

В 1977 году были построены новые заведения общепита — кафе «Надежда» в новом городе,  «Бригантина» в юго-западном микрорайоне старого города.

У этих двух кафе интересная судьба.

Кафе “Надежда” в новом городе.

Это кафе имело ресторанный тип обслуживания. Оно использовалось для питания иностранных специалистов, работавших на Атоммаше. Их привозили сюда с завода на “Икарусах” на обед и на ужин. В это время кафе закрывалось на спецобслуживание. Со временем кафе потеряло статус точки питания.

Второе кафе располагалось на улице Горького .

Фото “Бригантины” тех лет мне найти не удалось. И в общем то само кафе особого интереса не представляло – типовое кафе-стекляшка советских времён похожее на это:

Но рядом с кафе на постаменте стоял большой  деревянный макет корабля с парусами – “Бригантина”. Сейчас от бригантины остался только постамент.

Потом кафе превратилось в ресторан “Белый монарх”, а сейчас на этом месте магазин “Магнит”. Бригантина, вероятно, уплыла.

В 1977 году на площади “Победы” тоже шли преобразования. Был открыт “Мужской универмаг” и строился ресторан “Дон”.

С рестораном “Дон” тоже произошли чудесные превращения.

В славные 90-е годы произведение советского зодчества было разрушено и на этом месте был построен хозмаг.

Это убожество архитектуры спасает только пиццерия “Камин” со своими фонтанами.

Продолжалось строительство на улице 50 лет СССР. Венцом улицы стала гостиница “Спорт”, которая со временем тоже претерпела  перестройку и поменяла свой статус.

В 1977 году в  Волгодонске на улицах города появился первый троллейбус.Проектировщики разрабатывавшие структуру завода и города при нём предлагали вариант с автобусным сообщением. Поэтому троллейбус в генплан не был заложен.  Но город рос быстрыми темпами.Транспортную связь между старой и строящейся новой частями Волгодонска должен был обеспечить какой-то из электрических видов транспорта: троллейбус или трамвай. Строительство же трамвайных путей требовало больших затрат материалов и предъявляло особые требования к будущему мосту через залив. Поэтому в итоговом варианте было решено остановиться на более дешевом, и, как считалось в 70-е годы, современном виде транспорта — троллейбусе. Было решено соединить  Волгодонской химический завод и АБК-1 «Атоммаша»  первым троллейбусным  маршрутом. В старой части города выбрали улицу Первомайскую и улицу Морскую. И если улица Морская к этому времени была расширена до четырех полос, то улица Первомайская потребовала серьёзных преобразований. Старожилы помнят что на улице было двухполосное движение. По ней проходил только автобусный маршрут “Химзавод – Романовская”.

Зато по обеим сторонам проезжей части в два ряда росли пирамидальные тополя. Красивая была улица. При расширении проезжей части до четырёх полос тополя пришлось выкорчевывать.

С 1 июля 1977 года начало действовать и штатное расписание троллейбусного депо. Первыми на работу приняли 40 водителей и более десяти человек энергослужбы. Депо входило в состав «Атоммаша», но размещалось рядом с химкомбинатом по улице Первомайской. Первая обкатка проходила на участке химкомбинат – городская автостанция , которая находилась на месте построенного в конце 80-х годов магазина “Мебель. Ковры” на пересечении улиц Морская и  Первомайская.

После того, как был построен совмещённый авто-железнодорожный вокзал, в помещении старого автовокзала открылась продовольственная точка, прозванная народом “малой землёй” .

Как только была построена тяговая подстанция на улице Морской, троллейбус был закольцован в  районе путепровода вплоть до окончания строительства участка контактной сети в новый город.

Второе кольцевание было на перекрёстке проспекта Строителей и улицы Энтузиастов у Торгового центра.

На старой фотографии видно, что контактная линия на перекрёстке поворачивает в обратную сторону.

Одним из факторов задерживающих запуск первого маршрута, кроме  готовности контактной сети, был пуск Вологодской ТЭЦ-2. Без  электроэнергии с ТЭЦ не обеспечивалась достаточная надежность эксплуатации троллейбусов. Несмотря на действующие в то время Цимлянскую ГЭС и Волгодонскую ТЭЦ-1, восток Ростовской области испытывал нехватку электроэнергии. Полный запуск сети по первому маршруту осуществился к декабрю 1977 года, после того, как выдал первый ток первый энергоблок ТЭЦ-2.

И только в 1980 году город начал строительство нового троллейбусного депо на Жуковском шоссе.

Строительство троллейбусной линии  третьего маршрута “ВОЭЗ – квартал В7” к микрорайонам В-7 и В-8 затянулось до 1983 года. По настоянию первого секретаря горкома Александра Тягливого в 1985 году была сооружена самая протяженная в городе троллейбусная линия от «Атоммаша» до Ростовской АЭС.

В 1978 году в пяти километрах севернее Цимлянска был сдан в эксплуатацию новый аэропорт “Волгодонск” с асфальтобетонной полосой длиной 2200 метров. На эту полосу могли садиться самолёты ЯК-40, ЯК-42 и даже ТУ-134.

В недрах издания “Блокнот-Волгодонск” нашёл расписание аэропорта в 1979 году.

Вот такое насыщенное расписание было в нашем аэропорту.

Кроме того, “Атоммаш” имел собственный самолёт ЯК-40 с собственным экипажем. Он летал по  расписанию в соответствии с потребностями руководства завода и его служб. Самому доводилось летать на нём в командировку в Москву. Нужно только было оформить командировку, записаться у диспетчера. И, если было место, выйти на одну из остановок, на которой заводской автобус подбирал командировочных. Места распределялись в соответствии с рангом командировочных. Так что если кому-то из руководителей вдруг срочно нужно было лететь в Москву, то запись не гарантировала, что вы попадёте на самолёт.

Строительство в городе шло высокими темпами. Поэтому некоторые позиции проекта города и его инфраструктуры приходилось менять на ходу. Необходимо было связать старую и новую части города. Единственный путь, соединяющий город со стройкой, проходил по дороге через железнодорожный переезд и старый мостик в Красном Яру.  Этот переезд в результате был постоянно забит. По проекту между старым и новым городом через залив должен был быть построен арочный мост. А большой мост – это длительные сроки строительства. Поэтому проект упростили, а мостовой переход был переброшен только через железнодорожные пути, а не через весь залив.

Современный вид путепровода.

Есть ещё любопытный эпизод связанный с путепроводом и строительством завода. В 1979 году для Атоммаша пришло оборудование из Японии – мощный пресс с усилием 15000 тон. Прибыл он в порт водным путем естественно в разобранном виде. Маршрут был разработан из порта по улице Морской и далее через железнодорожные пути в сторону нового города. Но отдельные детали по габаритам и главное по весу невозможно было транспортировать  по арочной части путепровода.

И тогда было принято решение сделать бетонный переезд в районе путепровода.

После успешно проведённой операции бетон в районе железнодорожных путей был убран, а остатки переезда вне железной дороги превратились в платную автостоянку на улице Морской.

На нижнем фото видно сколько путей проходило в то время в этом месте.

Пресс, ради которого делались такие масштабные преобразования, в работе.

Первоначально планировалось, что в Волгодонске будет построено три крупных предприятия «Атоммаш», «Энергомаш» и Атомная станция.  Прогнозируемая численность населения города в 450-500 тысяч человек.

Большая часть финансирования шла на строительство «Атоммаша». Вместе с тем активно строился и жилой сектор города. Удалось и решить проблему с детскими садами. Садики строились и открывались в каждом микрорайоне одновременно с заселением первых домов. В старом городе был построен Дом бытовых услуг “Радуга”.

В городе строились и предприятия использующие женскую рабочую силу.

В начале 80-х годов в СССР активно развивалось производство компонентов для электронных систем. Удалось добиться размещения такого завода в Волгодонске.

На производстве планировалось широко привлекать женщин. Женские руки требовались для сборки микросхем. Предприятие разместили  через дорогу от новых жилых кварталов. Сотрудницы завода от работы до дома должны идти не более 20 минут, по пути успев отвести детей в детский сад.

Начали работать мясокомбинат и консервный завод. Было построено большое современное овощехранилище.

На заводе “Атоммаш” шло строительство спецкорпуса, где планировалось производить реакторы для подводных лодок. В лихие 90-е корпус порезали на металл и успешно продали.

Кроме того, в 1977 году в 13-ти километрах от Волгодонска была заложена атомная электростанция.  Планировалось, что она станет местом работы многих бригад строителей, которые с Атоммаша перейдут на стройплощадку атомной  станции.

К закладке «Энергомаша» приступили весной 1979 года. Сроки начала работ были выбраны неслучайно – «Энергомаш» начинали строить в год пуска первой очереди «Атоммаша». Возведением нового завода должны были заняться строители, высвобождающиеся на «Атоммаше».

Площадку под новый завод выбрали на окраине промзоны «Атоммаша» – вдоль 9-ой Заводской улицы от ее пересечения с 6-ой Заводской до 8-ой Заводской улиц.

Общая площадь территории «Энергомаша» должна была составлять более 2,3 квадратных километров. Завод проектировался как металлурго-машиностроительный комбинат: в одной части предприятия находилась группа сталеплавильных цехов, далее металл по производственной цепочке передавался в прокатное, металлообрабатывающее и машиностроительное отделения завода. Всего в составе завода планировалось создать 11 цехов с двадцатью пятью тысячами занятых.

По своим размерам «Энергомаш» проектировался как универсальный машиностроительный завод, ближайшими аналогами которого в СССР являлись Ижорские заводы в Колпино и Кировский завод (оба в Санкт-Петербурге) и Уралмаш в Екатеринбурге. До пуска металлургического производства на «Энергомаше» главным поставщиком заготовок для производства атомных реакторов на «Атоммаше» стали Ижорские заводы.

Против «Энергомаша» сыграло сразу несколько факторов. Изменилась позиция второго крупнейшего потребителя продукции «Энергомаша» – Министерства нефтяной промышленности СССР. В главном нефтяном ведомстве страны решили отказаться от применения крупных парогенераторов для разжижения нефти в пластах, предпочитая инвестировать в разработку новых месторождений или перейти на использование химических реагентов для стимулирования добычи на истощающихся месторождениях и месторождениях с тяжелой нефтью.

В 1986 году после аварии на Чернобыльской АЭС  проект развития собственного металлургического производства в Волгодонске окончательно закрыли.

В 1981 году на «Атоммаше» был произведён первый  реактор для второго энергоблока Южно-Украинской АЭС.

Корпус ВВЭР-1000 был сдан на шесть месяцев раньше намеченного срока. В честь этого события на заводе прошел митинг. Все коллективы подразделений «Атоммаша» фотографировались на фоне первого донского реактора.

Коллективная фотография ЦАиПЭ(цех Автоматики и Промышленной Электроники), в котором я проработал почти 20 лет.

Я был принят  на «Атоммаш» в ноябре 1976 года, а уволился в конце октября 1995 года. Всё становление завода проходило на моих глазах. Ушёл тогда, когда задержки по зарплате стали составлять полгода. Пришлось ездить  на север работая вахтовым методом.

Как сейчас помню аллею с портретами передовиков перед первым АБК.

Входишь в  проходную на первом АБК и спускаешься в подземный переход, где звучит из динамиков бодрая музыка.   В одном потоке со всеми работниками первой смены, идёшь к своему рабочему месту  в один из пролётов первого корпуса или дальше на третий корпус. Поток постепенно редеет и растекается по выходам из подземного перехода. Иногда из динамиков звучала не музыка, а заводские новости.

В порту Волгодонска был сооружен специализированный причал докового типа с железобетонной камерой для судов типа «река—море» , смонтирован кран грузоподъемностью 1350 тонн..

На фотографии, сделанной фотокорреспондентом газеты «Атоммашевец» Алексеем Бурдюговым,  момент перемещения реактора с завода на спецпричал.

В ноябре 1982 года производственному объединению Атоммаш было присвоено имя Л.И. Брежнева. Его генеральным директором был назначен Владимир Герасимович Овчар.

В конце 70-х начале 80-х в СССР шли работы по созданию космического корабля многоразового использования «Буран», но мало кто знает, что сопла для ракетных двигателе «Бурана» были изготовлены на «Атоммаше».

После катастрофы на Чернобыльской АЭС развитие атомной отрасли в СССР сильно замедлилось.  Не смотря на общее замедление темпов развития отрасли в целом, темпы производства на «Атоммаше» в 1986—1989 годы продолжали наращиваться.

Производственное объединение «Атоммаш» являлось ключевым предприятием в системе Министерства среднего машиностроения СССР  и выпускало широкий ассортимент высокотехнологичного оборудования для атомной энергетики и промышленности. Это предприятие производило ядерные реакторы типа ВВЭР, в том числе и  СУЗ, парогенераторы, сепараторы-пароперегреватели и другое оборудование. На «Атоммаше» был изготовлены  узлы термоядерной установки «Токомак Т-15»  для Курчатовского института. В условиях рыночных отношений «Атоммаш» стал многопрофильным.  К реализации стали приниматься и отдельные единичные заказы: для проекта космодрома морского базирования “Морской старт” на «Атоммаше» изготовили 140-тонный установщик для подъёма и установки ракеты на пусковой стол.

В 1989 общий объем выпущенной продукции был самым высоким. С начала 1990 года объем заказов на предприятии стал резко падать.  В 1990 году начался массовый процесс отказа от строительства многих АЭС в СССР и странах СЭВ.

Никого не интересовало, что  изготавливаемые на заводе реакторы ВВЭР-1000 надёжнее и безопаснее, чем РБМК в Чернобыле. Завод так и не вышел на проектную мощность, а  развал Советского Союза  и последующее начало приватизации ухудшило  положение завода. На «Атоммаше» остались невостребованными 5 ядерных реакторов с внутрикорпусным оборудованием. «Атоммаш» лишился большого количества заказов для атомной отрасли, составлявших основной объём его производства.

Руководство предприятия пыталось переориентировать завода на выпуск продукции для нефтегазового комплекса, угольной и металлургической промышленности, а также для стройиндустрии. Но этого для завода было мало. Начались задержки по выплате заработной платы, и, как следствие, начались массовые увольнения работников и специалистов с завода. В 1993 году производственное объединение было приватизировано по Чубайсу. Все мы, работники завода, получили мифические акции, которые никто не видел и, которые исчезли в результате банкротства.

В ноябре 1995 года из-за задолженности по выплатам перед кредиторами Арбитражным судом Ростовской области на предприятии введено внешнее управление сроком на 18 месяцев. Арбитражным управляющим был назначен Александр Степанов, который  успешно «прихватизировал»  «Атоммаш». В декабре 1996 года АО «ЭМК» был предложен план по созданию на базе «Атоммаш» новой компании, на баланс которой предлагалось передать все промышленные активы предприятия . В январе 1997 года было зарегистрирована компания ОАО «Энергомашиностроительная корпорация-Атоммаш» («ЭМК-Атоммаш»), получившая фактически 100 % «Атоммаша». Таким образом «Атоммаш» вошёл в группу предприятий «Энергомаш», ориентированную на производство газотурбинных ТЭЦ. АООТ «Атоммаш» было официально ликвидировано в ноябре 1999 года.

Направление по производству газотурбинных ТЭЦ , которое было выбрано для завода, оказалось ошибочным. Газотурбинные ТЭЦ  оказались менее востребованными, чем ожидалось, предприятие начало нести убытки и группа «Энергомаш» оказалась на грани банкротства. Но нельзя сказать, что годы правления Степанова стали для “Атоммаша” совсем провальными. Он создал на заводе мощный инженерный центр, расположив его в  здании, которое по первоначальному проекту предназначалось для фабрики кухни.

Да, именно так. В этом здании проектировалась фабрика-кухня, которая должна была обеспечивать полуфабрикатами все столовые завода, расположенные в многочисленных АБК, а также столовые города. Первоначально в нём и располагались столовая с диетический залом и начинали работать цехи по начальной обработке продуктов. Но потом это затихло и большая часть помещений пустовала. А сейчас это красавец инженерный центр.

В 2009 году «Росатом» сделал первую попытку купить активы «Атоммаша», но они «зависли» из-за долгов «Энергомашкорпорации», оказавшейся под процедурой банкротства, и сделка сорвалась.

Федеральная программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2012–2020 годы» предусматривала строительство шести новых энергоблоков и доведение совокупной мощности атомной энергетики страны (с учетом выбывающих мощностей) до 30,4 ГВт с выработкой в 2020 году 223,8 млрд киловатт-часов.

«Атоммаш» нужен был «Росатому»  позарез. Дело в том, что в корпорации всегда осознавали свою уязвимость и зависимость от единственного на тот момент производителя корпусного оборудования «ядерного острова» — «Ижорских заводов». Поэтому атомное ведомство после прихода туда в качестве руководителя Сергея Кириенко в 2005 году в рамках стратегии создания атомной корпорации полного цикла, от добычи и обогащения урана, производства продукции машиностроения и строительства АЭС до вывода их из эксплуатации и утилизации радиоактивных отходов, стала создавать недостающее звено — энергомашиностроительное подразделение «Атомэнергомаш» (АЭМ).

В октябре 2012 года ФАС разрешила «АЭМ-технологиям» приобрести во временное владение и пользование по договору аренды до 80% основных производственных средств «ЭМК-Атоммаш» , после чего новый собственник начал активную инвестиционную программу с целью восстановления атомной специализации завода.

Стратегический инвестор сразу же вложил в модернизацию три миллиарда рублей. На них было приобретено различное сварочное, трубогибочное, лабораторное оборудование, механообрабатывающие станки, до конца 2012 года были закрыты долги по зарплате.

Уже в 2013 году на «Атоммаше» удалось восстановить производство основного атомного оборудования. Суммарная стоимость заказов выросла пятикратно по сравнению с предыдущим годом.

В ходе модернизации было закуплено сварочное оборудование японских, итальянских, немецких, швейцарских производителей, позволяющее производить автоматическую сварку кольцевых швов с толщиной стенок до 400 миллиметров.

Запущен в эксплуатацию уникальный горизонтальный фрезерно-расточной станок с ЧПУ компании «ŠKODA».

Оборудование такого типа запускается на Атоммаше впервые за 40 лет. Совместно с использованием уже имеющихся обрабатывающих центров — Атоммаш сможет обеспечить максимальную загрузку производства.

В рамках инвестиционной программы продолжается модернизация производственных мощностей. Только за последние два года ввели в эксплуатацию около 15 обрабатывающих центров и сварочных установок.  На завод должно поступить еще 11 видов оборудования.

Что касается кадров, то “Атоммаш” находится в выигрышном положении по сравнению с другими машиностроительными предприятиями.  На ключевых переделах: на сварочных работах, на механической обработке, сборке, в конструкторском бюро — остались люди с тридцати-, а то сорокалетним опытом работы, и рядом  молодые ребята, но уже с атоммашевской закваской. Другие машиностроители жалуются, что у них пенсионеры и пионеры — одни уже ничего не могут, а другие еще ничего не могут. На “Атоммаше” ситуация уникальная,  есть опытные учителя, и молодежь многое уже умеет сама. Трое молодых сварщиков три года подряд становились победителями национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills Hi-Tech в номинации «Сварочные технологии». Ныне они работают наставниками в отраслевом центре профессиональных компетенций «Сварочные технологии», созданном на базе «Атоммаша».

В октябре 2015 года «Атоммаш» отгрузил первый после чернобыльской аварии ядерный реактор ВВЭР-1200 для строящейся Белорусской АЭС.

Оптимизация коснулась и колоссальной территории предприятия. Даже с учетом расширения мощностей завода 600 гектаров «Атоммаша» — избыточная площадь. Поэтому сегодня решается вопрос о размещении на этих площадях различных отраслевых предприятий. Один из цехов уже заняло предприятие «Атомтрубопроводмонтаж», специализация которого — различные трубопроводы для атомных станций. Начал работать    на сданных  в аренду производственных площадях  амбициозный проект «Росатома» по  производству ветроустановок. Еще часть площадей уже арендует близкий к атомной отрасли Курчатовский институт.

В то время, когда одни банкротили “Атоммаш”, распродавали оборудование и уникальный металл, другие, уйдя с завода, создавали новые производства. Бывший секретарь парткома, инженер по образованию, Сакирко Николай Андреевич вместе со своими коллегами по “Атоммашу ” на развалинах прекратившего существование радиозавода создали новое машиностроительное предприятие – Волгодонский завод металлургического и энергетического оборудования(ВЗМЭО). За 20 лет выпуск продукции со скромных 50 миллионов увеличили до 1,2 миллиарда рублей.

Территориально рядом находится ещё один выходец из “Атоммаша” – акционерное общество – АО «Атоммашэкспорт». С 1 июля 1989 года внешнеэкономический отдел ПО «Атоммаш» преобразован в самостоятельную хозрасчетную организацию – внешнеторговую фирму (ВТФ) «Атоммашэкспорт». В 1995 г. предприятие получило статус открытого акционерного общества – ОАО «Атоммашэкспорт». В 2015 году Решением общего собрания акционеров переименовано в акционерное общество – АО «Атоммашэкспорт». «Атоммашэкспорт» имеет свою производственную  базу . Выполняет конструирование, изготовление, поставку, монтаж и наладку корпусного оборудования различного назначения, трубопроводов, арматуры, транспортно-технологического, включая краны специального назначения, теплообменного оборудования, модернизацию и сервисное обслуживание действующего оборудования, оценку технического состояния и продление ресурса оборудования находящегося в эксплуатации.

В промзоне  возникло много новых предприятий, созданных выходцами из “Атоммаша”. Вот только несколько из них, о которых я знаю.

Волгодонский электродный завод.   Когда-то он был частью легендарного «ЭМК-Атоммаш» и выпускал электроды для нужд атомной энергетики. Коллектив ВЭЗ практически полностью сформирован из выходцев с этого предприятия, благодаря чему здесь сохранился «атоммашевский подход» к работе: строгая технологическая дисциплина и высокая культура производства. Большинство сотрудников имеют огромный опыт по производству сварочных материалов специального назначения, а ведущие специалисты прошли стажировки на крупнейших заводах России и Германии.

Научно-производственная компания “Эталон”.

Сегодня «Эталон» занимает одно из ведущих мест по конструированию и производству измерительной техники для энергетики, машиностроения, металлургии, нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, речного и военно-морского флотов России.

ООО «СПАРК-ДОН», выпускающий  оборудование для стоматологии, и др.

Ранее я писал о лесоперевалочном комбинате, который был создан одновременно со строительством ГЭС. В дальнейшем он сыграл большую роль в жизни Волгодонска.

В 1965 году на нем был  введен в эксплуатацию цех по производству древесностружечных плит. В ходе реконструкции в 1984-1988 гг. основных производств и развития предприятия шло расширение и совершенствование производства ДСП. Было установлено импортное оборудование по производству  ламинированной древесно-стружечной плиты.

Наличие такого производства в городе подтолкнуло в годы банкротства  «Атоммаша» и других предприятий города к появлению и бурному росту фирм производящих мебель. Мебельным производством занимались люди уволенные с обанкротившихся предприятий. Мебель делали повсюду – в гаражах, в подвалах, в сараях. Город превратился из города машиностроителей в город мебельщиков. Только официально было зарегистрировано около 50 предприятий. Многие из них со временем прекратили своё существование, а некоторые работают и сейчас. А такие фирмы как «Алмаз» и «Дриада» вышли со своей продукцией на международный рынок.

Ещё одна уникальная история как в Волгодонске была создана продовольственная  торговая сеть. И создал её  Александр Петрович Смольянинов.  Начинал он работать товароведом в волгодонском горторге. К началу 80-х Александр дорос до замдиректора «Горплодовощторга» – это предприятие, которое обеспечивало город продовольствием. В горторге Смольянинов проработал более 15 лет. Уже после развала Советского Союза Александр Смольянинов вместе с коллективом горторга приватизировал один из городских магазинов. Чуть позже он вышел из этой приватизации, оставив магазин бывшим коллегам. С этого момента он решил развивать бизнес самостоятельно.

В 1992 году Смольянинов создал частное предприятие – «Артемида». Начиналось с двух магазинов на рынке «Солнышко». Затем магазин на пересечении улиц Черникова и Энтузиастов. «Артемида» быстро развивалась. Под брендом «Артемиды» работало 29 продуктовых магазинов в Волгодонске, Цимлянске, станице Романовская и поселке Орловский. Подавляющая часть магазинов и оборота компании приходилось на Волгодонск.

Помимо розничной торговли «Артемида» занималась оптовой торговлей и снабжением свежими фруктами мелкой розницы по югу России

Смольянинов организовал базу для хранения овощей и фруктов, собственный автопарк для доставки продукции из разных стран, современный распределительный центр и собственные производства – хлебобулочное, колбасное, мясное, кондитерских изделий, полуфабрикатов, солений, кулинарной продукции, горячего хлеба. Несмотря на разговоры о тяжелом положении волгодонской торговой сети магазины «Артемиды» по рентабельности и объему выручки в Волгодонске уступали только «Магниту». «Магнит» выходил вперед за счет крупных гипермаркетов, но в формате «магазинов в шаговой доступности» «Артемида» вырывалась вперед.

Осенью 2016 года основатель сети магазинов «Артемида» Александр Смольянинов трагически погиб. Новые владельцы не смогли или не захотели конкурировать с «Магнитом» и «Пятерочкой» и «Артемида» приказала долго жить.

Другая часть оставшегося без работы населения вынуждена была заняться челночной торговлей. За товаром ездили на оптовые рынки Ростова, Москвы, а наиболее отважные и в Турцию. Стали появляться вещевые рынки как в городе, так и в окрестных населённых пунктах. На территории теннисных  кортов спорткомплекса “Олимп” предприимчивые люди настроили прилавков и организовали вещевой рынок. Со временем на этом месте был выстроен большой торговый комплекс с одноимённым названием “Олимп”, в котором стали сдавать в аренду торговые площади для челноков. Город выживал как мог.

16 сентября 1999 года, в Волгодонске произошла страшная трагедия: в 5.57 утра возле девятиэтажки на Октябрьском шоссе, 35, подорвался грузовик ГАЗ-53, начиненный гремучей смесью из тротила, алюминиевой пудры и аммиачной селитры.

Взрыв был такой силы, что в жилом здании был полностью разрушен фасад в двух блок-секциях, оторвались лестничные проемы и перекрытия, а волна накрыла еще около сорока домов, расположенных поблизости, выбив стекла, оконные рамы и дверные проемы.

Погибли девятнадцать человек, в том числе двое детей, еще около ста были госпитализированы с ранениями; всего же, по официальным данным, пострадавшими были признаны почти 15,3 тысячи волгодонцев.

После десятилетнего запрета 10 мая 2000 года Госатомнадзор разрешил продолжить строительство атомной станции.

Весной  2001 года был запущен и подключен к энергосети первый энергоблок на станции , в марте 2010 года года подключен к сети энергоблок номер 2 . Активные работы по строительству третьего и четвертого энергоблоков начались в 2009 году и 2010 году соответственно. Физический пуск энергоблока номер 3 состоялся в ноябре 2014 года, принят в эксплуатацию в сентябре 2015 года. На четвертом энергоблоке в марте 2016 года начались пуско-наладочные работы, а в декабре 2017 года был осуществлен его физический пуск. Разрешение на начало этапа энергетического пуска четвертого энергоблока было получено в январе 2018 года. В эти годы жизнь в городе оживилась.

В Волгодонске во все времена жили активные,  не равнодушные люди, благодаря которым город развивался и становился лучше. Так в проекте Цимлянска стадион был в одном блоке с ДК «Энергетик». А в проекте Волгодонска стадиона не было. Два крупнейших предприятия Волгодонска – строящийся на тот момент химкомбинат и Цимлянская лесоперевалочная база, не хотели строить стадион за свой собственный счет. Между тем город рос – люди приезжали работать на химкомбинат, переселялись из Новосоленовского и Шлюзов. Поэтому руководство решило пойти по более легкому пути – построить на общественных началах временный стадион, отложив возведение постоянной арены до лучших времен. Строительство стадиона решено было поручить Евгению Сагину.

В 1959 году на стадионе методом народной стройки началось возведение здания спортзала. Если желающие прийти на строку после работы или во время субботников нашлись, то строительные материалы пришлось искать в самых разных местах. Спортивный зал открыли в канун нового 1960 года. Начали возводить трибуны. В первую очередь к 1965 году построили южную трибуну, выходящую к переулку Донскому. Северную трибуну, примыкающую к Водоканалу, расширили к концу 70-х годов. Необходимые материалы часто приходилось искать в буквальном смысле на улице. К 1970-1972 годам стадион «Труд» приобрел современный облик. На нем не хватало только стационарной комментаторской будки на центральной трибуне. Ее надстройку   профинансировал «Атоммаш», одноименная футбольная команда которого играла на стадионе. На «Атоммаше» было изготовлено табло.

https://bloknot-volgodonsk.ru/news/ego-slepili-iz-togo-chto-bylo-kak-v-volgodonske-vo-606285 

Ещё одна народная стройка. После пуска ТЭЦ1 на химкомбинате все жилые дома старого города были переведены на центральное отопление. Некоторые из котельных были перестроены. В котельной при администрации был создан плавательный бассейн для детей, ныне известный как бассейн «Дельфин».

В этом бассейне начинала свою спортивную карьеру Юлия Ефимова  — российская пловчиха, трёхкратный призёр Олимпийских игр 2012 и 2016 годов , шестикратная чемпионка мира, семикратная чемпионка Европы, заслуженный мастер спорта России.

На этом  пока заканчиваю описание молодого и красивого города Волгодонска. О Волгодонске спортивном и о культурной жизни я постараюсь написать в следующей статье.

PS.  Сейчас ведётся много разговоров о возрождении аэропорта, о жд.сообщении с Москвой и Югом. Но почему-то не кто не вспоминает о речном порте. Ведь раньше сюда заходили круизные суда маршрутов “Москва-Ростов”, “Астрахань-Ростов” и др. Обычно такие суда плывут ночью, а днем на несколько часов останавливаются в городах следования и отдыхающие имеют возможность на экскурсии по городу. Программа развития туризма в Волгодонске могла бы включать в себя такие экскурсии по городу. У соседей в Цимлянске после всех банкротств заработал завод игристых вин. Раньше там проводились экскурсии с дегустацией. Я думаю они их возродят.  Можно было бы вместе с цимлянами организовать автобусную экскурсию на винзавод. Причём маршрут проложить по старой цимлянской  дороге через ГЭС. Я думаю, отдыхающим было бы интересно, проплыв через весь ВОЛГО-ДОНСКОЙ судоходный канал, посмотреть на шедевр советского, единственного в мире, послевоенного проекта. Я думаю, вопрос с проездом через плотину единичных экскурсий можно решить. 50 лет ездили и вдруг запретная зона. Да и от возможности продегустировать “Цимлянское игристое старым казачьим способом” многие не откажутся. Оно как ни как призёр многих международных винных выставок. Жаль, что мою статью не кто из руководства города не прочтёт. О вине в статье: (https://samodurovandreich.ru/tsimlyanskoye-igristoye-starym-kazachim-sposobom).

И в заключении две красивых фотографии.

Вид из Старого города через залив на Новый город.

Вид из Нового города через залив на Старый город.



Пишите свои отзывы и мнения в комментариях.

Приветствуются критические замечания и поправки.

(Ваш комментарий появится на сайте после модерации. Время модерации до 24 часов)

Подпишитесь, чтобы быть в курсе всех новинок на сайте!

Без спама! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.

Запись опубликована в рубрике Волгодонск. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

20 комментариев на «Волгодонску 70 лет.»

  1. Виктор Самойлин говорит:

    Юра, спасибо, замечательная работа. Сложная, но очень познавательная, практически для учебника – нужного молодёжи. И написано увлекательно и умно. Нашёп одну неточность в строке-“Она буквально смыла «шанхай» и затопила деревообрабатывающий завод.” “ДОЗ” – не затопило, благодаря насыпанной дамбе за забором завода. Эта дамба и сейчас , кажется, там осталась При разливе Дона 9 мая мы ещё ныряли с этой дамбы. Про путепровод ты упомянул. Думаю интересно было бы жителям история с путепроводом. По генплану должен быть мост с сохранением С-Солёновской балки, но “съэкономили” и насыпали побыстрей путепровод и кинули 2 трубы для умирающей части балки – болота. Вроде бы за экономэффект хорошо получил Гл.инж. Атоммаш Станислав Александрович Елецкий – хороший был человек, не знаю его теперешную судьбу

    • samur@ говорит:

      Витя, большое спасибо за развёрнутый комментарий. Про ДОЗ я взял из “Блокнота”. Я во время этого наводнения катался на понтоннах по территории цимлянского ремзавода. Про дамбу я слышал, что идея была Тарелкина, но это слухи. А ещё слухи, С-Солёновскую балку должны были прочистить, углубить и причал построить ближе к “Атоммашу”, чтобы из ворот первого корпуса прямо на причал. Поэтому планировался арочный мост с возможностью прохода судов. Но вроде после обследования балки пришли к выводу, что очистить её от “топляков”(последствий работы лесобазы) не возможно. И весь проект переиграли. Елецкому исполнилось 85 лет, вроде ещё жив. Ещё раз спасибо за замечания

  2. Иваненко Владимир говорит:

    Добрый вечер Юра. Привет из Израиля. Спасибо за удовольствие которое мы с Ириной получили. Нахлынуло столько воспоминаний. В этой бурной Израильской жизни некогда остановиться и подумать о прошедшем. Ты это сделал. Вспоминали первый приезд в Волгодонск первую съемную квартиру на 30 лет Победы. Лабораторию Самойлина . Потом рождение дочки. Малосемейка на Энтузиастов 40. Рождение второй дочки.И т.д. Ностальгия по молодости. Я ведь тоже Атоммашу отдал 19 лет. Страшно подумать но здесь я тоже уже 19 лет отработал и продолжаю работать. Мы неделю отдыхали на севере Израиля и Ирина подсунула телефон- типа на почитай. А дома перечитал еще раз. И опять нахлынуло. Спасибо Юра за эти приятные теплые ощущения. Ждем еще что-нибудь о промэлектронике. Хорошо было бы встретиться тем кто остался. Новых творческих успехов. С большим уважением Владимир. Извини что без запятых. Так получилось.

    • samur@ говорит:

      Володя, спасибо за такой развёрнутый и тёплый комментарий. Если вы кликнете в заголовке сайта на кнопочку “Обо мне”, то прочтете не только про строительство Волго-Дона, но и про “Атоммаш”, про наш цех, как я это помню. Моё личное мнение.

  3. Старков Юрий. говорит:

    Присоединяюсь ко всем комментариям. Юрий Андреевич ты молодец! Вроде все мы прошли эти годы вместе, а многое уже забылось. Спасибо тёзка, здоровья тебе и творческих успехов.

  4. Александр говорит:

    Замечательная статья! Узнал много нового и интересного. Сложились или вернее связались разрозненные известные события в целостную картину. Спасибо!

  5. Михельсон Михаил говорит:

    Спасибо Юрий Андреевич за большую работу над этим произведением. Многое вспомнил, а многого и не знал. Хотя я в Волгодонске с ноября 76г..Еще раз спасибо. Удачи в дальнейшей работе.

    • samur@ говорит:

      Михаил Григорьевич, спасибо за добрый отзыв. Прочти ещё на этом же сайте разделы “Обо мне” и “Цимлянское игристое старым казачьим способом.”

  6. Сироткин Сергей говорит:

    Юра, молодец.Спасибо за статью,факты развития Волгодонска,ностальгические воспоминания.Я думаю,что ты продолжишь писать свои воспоминания,а может и издашь небольшую книгу. Пожалуйста посвяти раздел нашему цеху с фамилиями,фактами и итересными рассказами рабочих и инженеров. Вспомни о Цимлянском водохранилище,реке Дон,нашем заливе,новом мосте,флоре и фауне.Удачи тебе.

  7. Сергей О. говорит:

    Прослушивание–просмотр фото поражает объёмом «перелопаченного» материала. Сколько же времени понадобилось угрохать, чтобы собрать такие подробности? Капитализм в Волгодонске мало-помалу развивается. А когда же про»бьет час капиталистической частной собственности» и «экспроприаторов экспроприируют»? (по Марксу) Видимо не скоро. Потому что нам ещё ох как далеко до жирных капиталистов, судя по следующему сравнению https://zen.yandex.ru/media/crisis/strany-v-kotoryh-vvp-na-dushu-naseleniia-primerno-kak-v-rossii-pokazyvaiu-gde-nash-uroven-v-mire. Направление на развитие газотурбинных ТЭЦ не было ошибочным. Однако, не нашлось в то время человека в правительстве радеющего за свою промышленность и продолжить начатое, помочь. Хватились только в 2014 году (под санкциями). За ситуацией с турбинами слежу давно: просматриваю блог «Сделано у нас». Особенно, что касается Авиации, IT. http://www.sdelanounas.ru/blogs/?id=87 А кратко о ГТУ можно прочитать здесь https://www.rostov.kp.ru/daily/27039/4104162/ А виды города (и даже увядших проектов) взывают лёгкую грусть воспоминаний об ушедшей эпохе, создавая благостную картину. Когда-то включал, просматривал вёб-камеры с видом на Комсомольскую площадь, ДК Курчатова, мост, ДК Химик.

    • samur@ говорит:

      Серёжа, спасибо за оценку моего творчества. ГТУ может и нужное направление, но выпускать турбины на производстве с таким прессом, предназначенным для другого, не считаю правильным. Сейчас ударились в другую крайность. Будем делать “ветряки”. Рядом с Зимовниками строят ветряную станцию. Под боком у атомной, не смешно?

  8. Евгений Воронин говорит:

    Прочитал с огромным удовольствием. Хотя я сам в Волгодонске с 1977 года, очень многое из памяти стёрлось и размылось. Думаю то, что ты сделал – замечательно.

  9. Анатолий Рыкунов говорит:

    Спасибо, Юрий, за интересную информацию. Отправлю дочерям, думаю, им тоже будет интересно почитать о своём родном городе.

    • samur@ говорит:

      Анатолий, спасибо за поддержку! Согласен, что молодёж должна знать историю родного города.

  10. Игорь говорит:

    Очень хорошо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *